Сегодня в рубрике "Знакомьтесь, ИСИ!” речь пойдёт о музыкальной ЗВУКОРЕЖИССУРЕ.

    Этому направлению подготовки в ИСИ 20 лет. Оно появилось в институте с подачи легендарного Владимира Христофоровича Хачатурова, основателя кафедры Эстрадно-джазового пения, который активно пропагандировал идею, что подготовка эстрадных вокалистов без студии звукозаписи, соответствующих специалистов и собственного джазового ансамбля совершенно невозможна. Эта мысль была поддержана другими педагогами, и мы обратились к известному звукорежиссёру П.К. Кондрашину, который и стоял у истоков кафедры Звукорежиссуры ИСИ. На первых порах большую помощь в этом новом для нас деле оказал институту народный артист России, композитор, режиссёр и педагог, музыкальный продюсер, основатель театрально-концертного центра на Старом Арбате, где имеется блестящая студия звукозаписи, П.Я. Слободкин. А с 2009 года кафедру Звукорежиссуры возглавила профессор, прирожденный педагог и прославленный звукорежиссёр, декан Музыкального факультета ИСИ, Мария Александровна Соболева. В прошлом году, продолжая работать деканом Музыкального факультета и профессором кафедры , Мария Александровна передала её в руки своего коллеги и давнего соратника, кандидата технических наук, доцента Семена Анатольевича Литвина. А в мае 2019 года М.А. Соболева возглавила Гильдию звукорежиссеров Российского музыкального союза.

http://color-foto.com/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E-%D0%B2-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5/

      Музыкальная звукорежиссура стала одной из самых оснащённых и востребованных образовательных программ не только в ИСИ, но и в Москве, и даже в стране. Почему? Чем же она примечательна? 

http://isi-vuz.ru/programs/musical-production

      Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотела бы поделиться своим почти аудио-визуальным представлением о достижениях кафедры Звукорежиссуры. Когда я думаю о наших звукорежиссерах, у меня перед глазами возникают две картинки. Первая - сентябрь 2018 года - институт в рамках Дня города проводит День Святителя Петра на Страстном бульваре и работает сразу на 6 площадках. И везде идёт музыкальное интерактивное действо с участием академических и эстрадных исполнителей и хореографических коллективов. На каждой площадке за пультом наши студенты-звукорежиссёры "нон-стоп" в течение шести часов подряд. https://youtu.be/K9NYRkEOG5E Вторая- 28 апреля 2019 года. Первый московский пасхальный фестиваль на Новой площади. Сцена, на которой с 14.00 до 17.00 идёт концерт и благотворительный аукцион, находится рядом с проезжей частью. Движение не перекрыто, мимо непрерывно проносятся машины. На сцене наряду со студентами работают известные актёры и телеведущие: С. Маховиков, А. Малахов, В. Стержаков и другие. Изначально, когда обсуждались перспективы проекта, озвучание происходящего на сцене считалось неразрешимой задачей. Но наши звукорежиссёры с ней блистательно справились! И таких примеров много. https://youtu.be/eALNUyqs0QU

        Чем же определяется столь высокий уровень подготовки специалистов этого профиля? Прежде всего педагогическим составом кафедры! Обучением будущих звукорежиссеров в институте занимаются преподаватели, которые не только имеют ученые степени и звания, но прежде всего успешно работают в престижных концертных организациях - звукорежиссеры-практики. 
        Так, например, М.Соболева работает в качестве режиссёра звукозаписи во ФГУП « Фирма Мелодия», Московской филармонии, Большом зале МГК им. Чайковского, Московском международном Доме музыки, крупнейших европейских концертных залах. https://www.youtube.com/watch?v=YqwPzMt_CBU

    Семен Литвин, кандидат технических наук, доцент и заведующий кафедрой музыкальной звукорежиссуры нашего института. В 2003 году защитил диссертацию по синтезу алгоритмов аудиопроцессорной обработки звуковых сигналов в теле- и радиовещании, учитывающих технические особенности сетей в России. Занимается разработкой алгоритмов цифровой обработки звука, изучения быстропротекающих переходных процессов (атак звуков), перспективных методов автоматизированного контроля качества звукового сигнала. Является одним из первых дипломированных судей-экспертов экспресс-оценки качества звучания аудиотрактов по методу FSQ. С конца 2007 года работал в ФГУП Московская городская радиотрансляционная сеть (МГРС) -заместителем начальника отдела инноваций, а затем начальником Центра обучения и повышения квалификации МГРС. Занимался инновационными проектами развития сети проводного радиовещания г. Москвы, внедрения интерактивных услуг, цифровых форматов вещания, автоматизации измерений и управления сетью города. Имеет более трех десятков публикаций. Является сотрудником Акустического Центра МТУСИ, постоянным членом оргкомитета ежегодной выставки аудиотехники наивысшего уровня качества воспроизведения «Российский Hi-End».

https://vk.com/wall-160427354_210

https://vk.com/wall-160427354_192

        Доцент кафедры С. Кругликова делает студийные записи с группами «Квартал», «ВаБанк», «Неприкасаемые», «Ногу свело», «Черный Обелиск», «Крупский Сотоварищи», «Большое спасибо», «Балу»; исполнителями – Кристиной Орбакайте, Владимиром Пресняковым, Валерием Сюткиным, Андреем Макаревичем, а также является звукорежиссером «Золотой маски» и театра Современник. 
         А. Левин - ведущий звукорежиссер киноконцерна «Мосфильм», занимается записью альбомов, музыки к кинофильмам, мюзиклам, музыкальным сопровождением крупных мероприятий (Кремлёвских ёлок и Ледовых шоу).
       Доцент Д. Сухин - концертный звукорежиссер, на счету которого огромное количество творческих работ с такими исполнителями, как группы «Арсенал», «Квадро», «Цветы», «Динамик», «Веселые ребята», «Машина времени», «Zventa Sventana»; солистами – Ю. Антоновым, А.Глызиным, А.Буйновым, А.Кальяновым, Н. Носковым; с мировыми звездами – Smokie, Chick Corea & Gary Burton, Michael Brecker, Chuck Berry, Cezaria Evora, Tango Show, Tania Maria, John Scofield, Jan Garbarek. Кроме того он - постоянный звукорежиссер фестивалей джаза Анатолия Кролла в Московском международном доме музыки. https://www.youtube.com/watch?v=DwC_DX0lidQ

        Г. Катунина - заведующая студией звукозаписи Центральной музыкальной школы при МГК им. П.И. Чайковского. 
        Д. Горовая - ведущий мастеринг- инженер в студии Андрея Субботина. ( все возможные ссылки) 
И этот славный список можно продолжать и продолжать. Справедливости ради, надо сказать, что нашим студентам-звукорежиссерам необыкновенно повезло, потому что очень редко востребованные профессионалы-практики такого уровня готовы делиться своими знаниями и опытом с обучающимися. Но М.А. Соболевой удалось собрать в ИСИ именно такую уникальную кафедру Музыкальной звукорежиссуры.
      
Однако, обучение у таких мастеров чревато некоторыми дополнительными сложностями. Сложности эти - отсев как во время отборочных вступительных испытаний, так и в процессе обучения всех неуверенных в своём выборе профессии и не готовых к серьезным усилиям для её освоения людей. Наши педагоги требовательны к результатам теоретической и практической подготовки студентов. Срок обучения по этой специальности составляет 5 лет. Это специалитет. У будущих звукорежиссеров очень много практики и в рамках многочисленных, довольно масштабных, творческих проектов ИСИ, и в различных концертных залах и организациях - от Кремлёвского дворца и Большого зала МГК до детских музыкальных школ. Государственная итоговая аттестация по этой специальности предполагает, что все выпускники должны самостоятельно подготовить 10 фонограмм произведений различных жанров и стилей, а также написать серьезную аналитическую работу по теме, связанной с техническими особенностями звукозаписи разнопланового музыкального материала .

https://www.youtube.com/watch?v=_dpDBcr-ox4

         И результаты такого подхода к обучению звукорежиссеров не заставляют себя ждать. При общем высоком проценте трудоустроенных в соответствии с полученной специальностью выпускников ИСИ кафедра Музыкальной звукорежиссуры может похвастаться тем, что здесь этот процент максимален, а ребята не просто трудоустроены, а успешно работают в престижных творческих организациях. Например: Сергей Круглов – звукорежиссер киноконцерна «Мосфильм»; Максим Алимов - Московской государственной академической филармонии; Егор Горецкий – ведущий звукорежиссер международной театральной компании «Stage Entertainment Russia»; Алиса Чурсина – Московского театра «Центр драматургии и режиссуры» и продюсерской компании «Илья Авербух»; Мария Киселева - звукорежиссер Московского государственного академического тетра оперетты; Александр Кондрашов - Московского концертного зала «Зарядье» (в комплексе интерактивного культурного центра «Парк Зарядье»); Иван Липин (студент) – ведущий звукорежиссер компании «T.Audio»;Алексей Суворов - Московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва; Дмитрий Полуэктов (студент) – звукорежиссер Московской государственной академической филармонии (Филармония-2, Концертный зал им. С.В. Рахманинова).
      Но, конечно, секрет такой успешной профессиональной карьеры звукорежиссеров - студентов и выпускников ИСИ - не только в насыщенной учебной программе и звёздном преподавательском составе кафедры, но и в современном техническом оснащении института. Институт современного искусства располагает собственной студией звукозаписи, с параметрами которой можно ознакомиться на сайте (www.isi-vuz.ru/studio), многочисленными комплектами профессионального звукозаписывающего оборудования, а также специально оснащёнными для обучения звукорежиссеров помещениями. Кафедра регулярно проводит мастер -классы с приглашением известных западных и российских специалистов, представляющих различные технологии записи звука. Назову только самые знаковые из проведённых за последний год творческих встреч: с доктором технических наук Аки Мякивирта( Финляндия), руководителем отдела разработок компании Genelec; с Хайдна Бенделла (Haydn Bendall, Лондон) - всемирно известным звукорежиссером и саунд-продюсером 20 ноября 2018 г. Проведены мастер-классы в российском представительстве KAWAI, Соболевой М.А., ноябрь 2018 г; мастер- класс на образовательном мероприятии “Waveforum", 2019 год; экскурсия на студию В.Осинского «Электронные музыкальные инструменты». март 2019; семинар с разработчиком по программному обеспечению Open Sound Meter апрель 2019; экскурсия на производство компании «Русские звуковые системы» апрель 2019; мастер-класс по колокольному звону и многие другие.

https://www.youtube.com/watch?v=1wbzKu032g0

https://www.youtube.com/watch?v=Nwr81F8OOYc

https://www.youtube.com/watch?v=kjy2I-r210M

https://music-recording.ru/

       Я надеюсь, что общее представление о Музыкальной звукорежиссуре в Институте современного искусство вы получили. А чтобы разобраться более предметно, приходите на любой наш концерт, фестиваль, праздник или экзамен, и вы увидите наших студентов этой специальности в действии. А если вы уверены, что окончательно остановились на выборе этой профессии, то ждём вас на вступительных испытаниях, которые уже идут. Только подготовьтесь посерьёзнее, программа собеседования на сайте! Да поторопитесь - традиционно конкурс на это направление подготовки немалый, а в этом году особенно!
А если задача поступления на эту специальность встанет только через год, очень рекомендую подготовительное отделение ИСИ. Это поможет вам подготовиться и даст некоторую фору (в том числе финансовую) при поступлении.

http://isi-vuz.ru/additional-education

   И ещё: удачи вам, дорогие друзья! Пусть основная музыкальная тема вашей творческой жизни будет мажорной!