Как стать хорошо пишущим журналистом?

Можно ли вообще научиться хорошо писать? Или нужен талант? Этим вопросом задаются многие начинающие журналисты и студенты. Испытывая стресс перед чистым листом бумаги, когда слова не приходят в голову, новички невольно начинают задумываться, зачем они выбрали эту профессию. И даже если из-под их пера выходили удачные эссе или статьи, новичкам все равно кажется, что это было давно и неправда и написал кто-то другой.

Специалисты утверждают, овладеть писательским мастерством можно практически так же, как можно научиться играть на скрипке, кататься на роликах, прыгать с парашюта. При желании любой психически здоровый человек может научиться писать. Потому что журналистика является таким же ремеслом, как, например, гончарное дело. Но только самые лучшие умеют превращать ремесло в искусство.

Писатель Огилви считал: «Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении».

Ни дня без строчки

Существуют законы писательского мастерства. Они достаточно просты для понимания и усвоить их в состоянии каждый, при условии, что проявит больше настойчивости. У начинающих журналистов будет меньше поводов для уныния, если они поймут, что написание информационного материала – это дело, требующее не только определенных знаний и навыков, но и постоянной тренировки. Бывает, что хороший журналист, давно не бравшийся за перо, в процессе подготовки материала вдруг не может выйти из ступора, когда “не пишется”.

Опытные журналисты рекомендуют для поддержки «профессиональной формы» ежедневно писать, хотя бы в личном дневнике или блоге. В любом деле для достижения высоких результатов нужна постоянная тренировка. Художник тренирует глазомер, спортсмен — силу и ловкость, повар – обонятельное восприятие и т.д. Просто пишите, и не важно, насколько коряво и неблагозвучно поначалу у вас получается, со временем результат улучшится.

«Только написание, а не мечты об этом, формируют наш собственный стиль» - говорила британская писательница, автор популярных детективов П.Д. Джеймс.

Бунин призывал: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду».


Большой труд

Новичков нередко вводит в заблуждение идеально написанный материал, который выглядит так, как будто работать над ним было очень легко. В работе больших мастеров, как правило, не видно следов тяжкого труда и многочисленных переработок. Обратимся к примеру выдающихся писателей.

Гоголь, по свидетельству Н. В. Берга, рассказывал, что он до восьми раз переписывал свои произведения: “Только после восьмой переписки, непременно собственной рукою, труд является вполне художнические законченным, достигает пера создания”. Неоднократно перерабатывал свои произведения Шиллер — известно несколько печатных редакций его трагедии «Дон-Карлос».

Еще упорнее переделывал свои произведения Лев Толстой, для которого это было вообще непременным условием творчества. «Я, — говорил он А. Б. Гольденвейзеру, — не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не перечитываю своих уже написанных вещей, но если мне попадется случайно какая-либо страница, мне всегда кажется: это все надо переделать — вот так надо было сказать». Из русских писателей многие переделывали свои труды, например, А. Пушкин, М. Горький, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, А. Фадеев и другие.

«Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники», - говорил Горький. Колоссальное значение для продуктивной работы в журналистике имеет уровень образования. Чем больше знаний у журналиста и чем богаче его жизненный опыт, тем лучше он пишет.

Преподаватель, Член Союза Журналистов России, Международного Союза журналистов
Мишина Людмила Валерьевна.

30 ноября 2015