А.А. Кузнецова про открытую в 2015-2016 учебном году магистерскую программу "Режиссура театра"

С 2015-2016 учебного года в институте была открыта магистратура (высшая форма обучения профессии после бакалавриата) для режиссеров сценографов, театральных критиков и журналистов (срок обучения – 3 года).

Обучение театральных критиков и журналистов приглашена возглавить обозреватель «Литературной газеты», профессор Анна Адольфовна Кузнецова

Помню режиссерский форум лет двадцать назад, когда было в правилах и Министерство культуры и Союза театральных деятелей устраивать общие совещания, конференции творческих работников по профессиям для обмена опытом, для обсуждения насущных проблем и поиска правильных решений, для консолидации, наконец, и выступление лидера профессии предыдущего поколения Петра  Наумовича Фоменко, «Фомы», как его все звали, который очень тихим голосом, заставив зал затихнуть и замереть, в звенящей тишине с трибуны вдруг задал собравшимся  едва ли не самые трудные вопросы: как учить режиссеров? И кто может этим заниматься и что такое – аспирантура для редкой творческой профессии? Сейчас я расширяю его обращение к собравшимся: как готовить не просто режиссеров, а главных режиссеров? Художественных руководителей? Теперь столь необходимая театру профессия вовсе исчезла, их заменили директора, менеджеры, усилив разрушительные процессы, происходящие внутри театра. А разве актеров учить легче? Сценографов…Театральных критиков и публицистов…Тогда еще мы не знали системы магистратуры, была лишь аспирантура. Но она и тогда и сейчас готовила специалистов к научной, научно – педагогической деятельности. Кстати, я – то уверена, что творческих специалистов должны учить не теоретики, а практики, но лучшие, сами способные выходить на сцену и создавать высокохудожественные образы, ставить спектакли, писать пьесы, сценарии, статьи. Творческие умения передаются только «из рук в руки», напрямую от Мастера, и лишь тогда можно рассчитывать на полноценную художественную эстафету, на продуктивное воспитание творческой смены. Обеспечить передачу накопленного опыта, знаний и уважения к традициям, а, значит, возможность рождения нового и прогрессивного.

Вот оно – поле для магистратуры, возможность применения европейской «болонской» системы двухступенчатого образования, бакалавриата и магистрата. Воспитание не теоретиков, повторяю, это задача аспирантуры, а Мастеров, тут место для подготовки театральных лидеров – режиссеров, художественных руководителей театров, ярких самостоятельных сценографов, драматургов, способных создать репертуар для сцен, экранов, эфира; публицистов. Может, тогда и нареканий не будет, что не хватает современных пьес, телевидение захватила волна пошлости и безвкусицы, выходят плохие спектакли и статьи про них…Вопрос, кому и как учить студентов, всегда был острым, во все времена. Сейчас, когда порой намеренно или случайно рвется связь времен, вопрос этот как никогда труден. Но мне, кажется, что в магистратуре нашего института, ИСИ, есть, кому учить: здесь и режиссер, художественный руководитель театрального центра «Вишневый сад», до того многолетний актер легендарной «Таганки», профессор Александр Михайлович Вилькин, известный сценограф и художник Василий Евгеньевич Валериус, я – Анна Адольфовна Кузнецова, многолетний автор сотен статей в центральной прессе, сейчас обозреватель «Литературной газеты», автор недавно вышедшей книги в издательстве «У Никитских ворот» - «Тайны гримерных комнат», про время, мне доставшееся, про театр, про женскую судьбу и карьеру. Она как раз сейчас в активной продаже, и в центральных московских магазинах и в интернет – магазинах.

Так как для всех нас, руководителей магистратуры принципиально, на этом помню, настаивал в свое время и Георгий Александрович Товстоногов, что обучение должно быть индивидуальным: Мастер – Мастеру – мы предлагаем набор учеников не в общем порядке, а тоже индивидуальный, круглогодичный, по результатам собеседования. У каждого будет своя программа. Уверена, что мы найдем, как учить. Сумеем. Справимся. Цель  смелая, амбициозная. Но очень хочется справиться. Такие специалисты необходимы современному театру, сегодняшней журналистики. Это дефицитные, штучные специалисты. Ими могут стать гуманитарии, филологи, выпускники театральных, художественных ВУЗов.

Анна Адольфовна Кузнецова

24 марта 2016