Несколько горьких слов старого мастера, к родителям поступающих в вузы по специальности “графический дизайн”.
Несколько горьких слов
старого мастера,
к родителям поступающих в вузы по специальности
“графический дизайн”.

Взгляд обольстительной кретинки
Светился, как ацетилен.
И. Ильф. “Записные книжки”



   Ура! Они нашли друг друга и слились, наконец, в страстном обьятии – тупые, ленивые, совершенно безразличные к собственной судьбе троечники российских школ и руководители мутных образовательных контор, фактически торгующих вузовскими дипломами в рассрочку на четыре года.
Отчетливо видна заинтересованность в этой позорной сделке владельцев издательств и рекламных контор – идеологический троечник с купленным дипломом безгласен и очень дешев! А есть еще пипл, который хавает продукты жизнедеятельности такого персонажа, - громко чавкая и сытно рыгая.
Танцуют все!

   Да, конечно, в этой области существует несколько прославленных вузов с давними традициями и звездным преподавательским составом. (Например, Полиграф, Строгоновка, Институт современного искусства). Вузы эти с “троечниками” дела не имеют и упорно игнорируя пейзаж за окном, воспитывают Художников, Мастеров своего дела. У них все в порядке, здесь речь не о них!

   Дорогие родители, обучение художественной профессии - это “штучное производство”.
Преподаватель очень мало времени возвышается над кафедрой, надиктовывая правила и законы. Основная его работа – сидеть напротив студента и, глядя в глаза, объснять именно ему, а не девушке на соседней парте, суть художественной проблемы и способы ее решения. А соседней девушке преподаватель будет втолковывать тоже самое совсем по-другому. И это, поверьте преподавателю с тридцатилетним опытом, энергетически весьма затратный процесс. Поэтому в нашем деле одному преподавателю обучать группу более, чем из семи человек, совершенно бессмысленно.

   Воспитывать художника может только востребованный Мастер, который сам ежедневно занят творчеством, порождает пластические идеи и создает художественные произведения. В противном случае преподаватель мгновенно теряет доверие студента.
В художественной школе это непоправимо.

   Теперь посчитаем.
Практика показывает, что если институт набрал на первый курс группу из 28 человек, потребуется в эту группу 2 крупных харизматичных мастера, и 2 ассистента. 28 компьютеров. Только так – остальное халтура.
Дорогим получается художественное образование. Неизбежно.

Почему же тогда графическим факультетом не обзавелся сегодня только совсем уж ленивый ректор?
Все очень просто.
Если не требовать от студентов посещаемости и не возиться с каждым студентом в отдельности, становится возможным набрать на первый курс и 200, и 300 человек. Что, кстати, и происходит этим летом в Москве.
А если еще и не приглашать дорогостоящих мастеров и формировать группы по 50 человек, не тратиться на аренду помещений (заполняемость аудиторий из-за прогулов ничтожна), себестоимость обучения упадет во много раз. Возникает демпинг.
Другие вузы набирают именно 200 человек, но при этом берут деньги вдвое выше рынка, эксплуатируя свой высокий имидж, заработанный совсем на других специальностях. Такова, увы, Высшая школа экономики. Итак: студент четыре года платит за якобы обучение деньги, в институт не ходит, в результате получает диплом, оплаченный в рассрочку – и никакого обра?ования.

   Теперь повторю то, с чего начал.
Имеет место совпадение интересов глупости юных студентов (можно прогуливать со сладострастьем!), криминальных наклонностей ректоров (можно лихо зарабатывать, ничего почти не тратя!) и естественной в наше кризисное время прижимистости родителей (часто можно платить за обучение в два раза меньше, чем в приличном вузе!).
Предоставлять образование такого качества – все равно, что торговать наркотиками или содержать публичный дом. Это есть зарабатывание денег на эксплуатации дурных наклонностей людей.

   Поэтому, дорогие родители, дедушки и бабушки, выбирайте вуз для своего высокоодаренного чада очень внимательно, не отвлекаясь на тяжелые реалии сегодняшнего дня! А то можно ребенку и жизнь сломать ненароком.


В.Е. Валериус.
Художник-график, сценограф.
Профессор ИСИ, профессор МГУП,
Лауреат премии имени В.А. Фаврского, лауреат премии города Москвы,
лауреат международных и Российских конкурсов графического дизайна
и театрального искусства.
Член Союза художников России.
10 июля 2016