Кино и телевизионное образование в США
В сентябре этого года мне удалось познакомиться с работой двух американских университетов, в которых есть родственные нам факультеты кино и тележурналистики. Поездка была организована в рамках программы «Обмен социальным опытом и знаниями» (ОСОЗ) русско-американского Фонда Евразия . Целью программы, финансируемой ОСОЗ, является установление контактов между высшими учебными заведениями России и США для подготовки сов-местных проектов по дистанционному обучению школьников и студентов. 



AMERICAN UNIVERSITY

WASHINGTON, DC

American University (AU) - частный университет, основанный в Вашингтоне в 1893 году. В университете действуют шесть школ (факультетов), обучающих 7200 студентов и 3600 аспирантов из 129 стран и 50 американских штатов. Университет предлагает 68 программ бакалавриата и 81 магистескую программу.



Школа коммуникации (School of Communication – сокращенно SOC), о которой я хочу рассказать, расположена в кампусе университета в старинном здании, основательно перестроенном для нужд современного образовательного процесса. Кроме основного здания SOC, в которой в данный момент учатся 790 студентов и 337 аспирантов, располагает отделением фотографии (занимающим целый этаж соседнего здания) и большой профессиональной телестудией, имеющей прямой выход в эфир. В техническом плане школа обеспечена на самом высоком уровне: на трех студентов приходится один комплект съемочной техники, каждый класс оборудован видеопроекцией и индивидуальными компьютерами для студентов. В SOC преподает 50 профессоров и преподавателей на полной ставке, многие из которых являются действующими журналистами и работниками телевидения.



 

Чему учат в школе коммуникации? SOC предлагает студентам шесть основных направлений: журналистика, публичные коммуникации, визуальные медиа, изучение коммуникации и коммуникация на иностранных языках (по этой программе готовят журналистов для работы заграницей). Как мы видим, упор сделан на тележурналистику, документальное кино, фотографию, PR и общую стратегию коммуникации. 

Особенностью американской системы высшего образования является отсутствие единого государственного образовательного стандарта, которому должны следовать все российские вузы. У нас заранее определено, как и чему должны учить режиссера, журналиста, оператора. Малейшее нарушение государственного стандарта чревато отзывом лицензии. В США – иначе. Как и чему учить решают университеты, а в конечном итоге – профессора и студенты, которым предоставлены широкие возможности выбора между программами, кусами, преподавателями. Комбинируя курсы различных направлений, студент может создать собственный образовательный «профиль», наиболее точно отвечающий его желаниям и ситуации на профессиональном рынке. Эффективность такой системы (и ее конкретной реализации в AU) подтверждается количеством выпускников, нашедших себе работу в течении полугода после окончания колледжа. Для SOC он в последние годы составляет 94%.

При всех очевидных плюсах американской системы образования не стоит забывать о ее главном минусе – чрезвычайно высокой стоимости. Обучение в SOC по полной программе (18 зачетных единиц) стоит 23 тысячи долларов за семестр. Проживание в кампусе обходится в 5-6 тысяч долларов за семестр. Таким образом, четырехлетний курс по программе бакалавриата будет стоить студенту более 200 тысяч долларов. Разумеется, эти деньги можно занять, но погашение образовательного кредита может стать тяжелым бременем, которое многим приходится нести на протяжении всей профессиональной карьеры – от пост?пления на работу до выхода на пенсию.

  



Одной из особенностей School of Communication (SOC) в Американском университете в Вашингтоне является большая летняя школа для учеников старших классов средней школы, которая называется «Открой мир коммуникаций». По словам ее руководителя - профессора Сары Менке-Фиш - эта про-грамма существует уже 15 лет. Она предлагает школьникам 2-х и 4-х недельные практические семинары («воркшопы»), которые проводятся во время летних каникул. Программа пользуется большой популярностью: количество слушателей летних курсов практически сравнялось с количеством студентов (в этом году SOC приняла более 1000 школьников из 18 стран и 41 штата). Можно выделить четыре причины, по которой программа привлекает больше количество подростков: 

    а) достаточно высокий статус университета;
    б) возможность пользоваться той же техникой и аппаратурой, которой пользуются «взрослые» студенты SOC;
    в) возможность проживания в кампусе университета;
    г) большое разнообразие семинаров, предлагаемых программой. 

В этом году слушатели могли выбрать один из 35 практических курсов, включающих пленочную фотографию, кинокритику, кинопроизводство (режиссеру и курс актерского мастерства), теле и спортивную журналистику. В отличие от России, где подготовительные курсы при ВУЗах заняты исключительно подготовкой школьников к вступительным экзаменам, летняя школа «Открой мир коммуникаций» такой цели не ставит. Большинство «воркшопов», предлагаемых SOC, имеют самостоятельную ценность. За две-четыре недели подросток может обрести некий полезный навык, который пригодиться ему вне зависимости от того, будет он поступать в AU, или нет: подучить иностранный язык, освоить фотоаппарат или видеокамеру, научиться снимать музыкальные клипы и вести интервью.

Как бы то ни было, летние курсы, предлагаемые SOC, не только обеспечи¬вают PR университета, но и приносят неплохую прибыль. Стоимость двухнедельного курса составляет $775, четырехнедельного - $2800. Прибавим к этому проживание в кампусе – $1700 и $3400 соответственно.  

Мне кажется, что сотрудничество (даже дистанционное) с American University могло бы существенно увеличить приток желающих поучиться на наших подготовительных курсах по кино и тележурналистике. Другой вопрос, что мы можем предложить в рамках такого сотрудничества? Практические семинары, которые проводит SOC, требуют реального, а не виртуального общения педагога и учащегося. Я предложил профессору Менке-Фиш следующий вариант: совместный просмотр и обсуждение, снятых за время летнего тренинга фото, кино и журналистских работ. Особенно продуктивно такой телемост мог бы работать, если педагоги синхронизируют свои задания. Идея понравилась, но ясно, что на одних обсуждениях долговременное сотрудничество не построишь. Нам в свою очередь был бы интересен курс «Учимся смотреть и понимать кино по-английски». Но сможем ли мы оплатить американского педагога? Сумеем ли найти спонсорские деньги для продвижения проекта? В общем тут есть над чем поломать голову.

LOYOLA UNIVERSITY CHICAGO (LUC)

  

  

Второй университет, с работой которого мне удалось познакомиться, – это Loyola University Chicago (LUC) – частный католический университет, который входит в число 100 лучших университетов США. В 6 чикагских кампусах Лайолы учится более 15 тысяч студентов (9000 по программам бакалавриата и около 6000 по программам магистратуры). В университете 12 факультетов, в числе которых School of Communication (сокращенно SOC), где обучают общественным связям, рекламе, праву и научным исследованиям в сфере масс медиа, а также кино и журналистике. Студенты, получившие диплом бакалавра, могут продолжить свое образование по магистерской программе цифрового повествования (Digital Storytelling) и глобальной коммуникативной стратегии.

Так же, как и Американский университет в Вашингтоне, SОC Лайолы предлагает летнюю программу для школьников. Однако она не столь насыщена и разнообразна, как программа их вашингтонских коллег. Цель недельного курса – дать возможность местным школьникам познакомиться с колледжем, поиграть с профессиональным оборудованием, которым располагает Университет. (Кстати, телестудия факультета располагается на первом этаже здания, принадлежащего университету, так что все прохожие могут через большие стеклянные окна понаблюдать за работой студентов и преподавателей). Это хорошая реклама, но самостоятельного образовательного значения летняя школа Лайолы, как нам показалось, не имеет. Нет у них и большой заинтересованности в разработке совместных программ по дистанционному обучению школьников.

Возможное поле для сотрудничества с университетом – программы для студентов. Профессора Джона Гоина, с которыми мы встречались, заинтересовало мое предложение о проведении дистанционных семинаров по творчеству Тарковского, а также предложение о создании виртуального студенческого клуба, где раз месяц могут обсуждаться фильмы и учебные работы, сделанные учащимися ИСИ и LUC’а. «Зацепившись» за студенческие программы, мы в дальнейшем, как мне кажется, сможем расширить наше сотрудничество и в плане дистанционных курсов для школьников, и в копродукции по производству студенческих фильмов.


Алексей Ханютин,
Зав. кафедрой режиссуры кино и ТВ

17 октября 2016