Спектакль «Лунин, или Страна рабов». В главной роли художественный руководитель актерского курса ИСИ - Дмитрий Анатольевич Певцов

16 ноября в Театральном Центре "На Страстном"  состоялась премьера спектакля режиссёра Александра Огарева  «Лунин, или страна рабов».

Спектакль, поставленный по одной из самых известных пьес Эдварда Радзинского, имел большой зрительский успех пару лет назад. Главную роль играл Дмитрий Певцов, в других ролях были задействованы артисты разных театров, но, в виду плотного графика всех участников, демонстрация постановки на время была прервана.

И вот Дмитрию Анатольевичу Певцову  пришла идея – возобновить полюбившуюся зрителями постановку со своими студентами. Режиссёр Александр Огарев, поставивший более 30 спектакле в России и за рубежом, среди которых «Стеклянный зверинец», «Повелитель мух» и «Зима» (по Гришковцу) – в РАМТе, «Пять вечеров» в «Современнике», «Месяц в деревне» в Театре им. Маяковского, «Преступление и наказание» в Национальном театре Хорватии, поддержал идею Певцова.

Это неожиданный эксперимент, когда мастер курса выходит на сцену вместе со своими подопечными.

«Лунин, или Страна рабов» – это история многолетней схватки человека с системой, когда понятия «честь»,  «долг» и «человеческое достоинство» противостоят бюрократической машине, предательству и подлости окружающих, низости друзей. 

Есть поверье, что  перед глазами умирающего за секунду проносится вся его жизнь.

Михаил Лунин, главный герой постановки, в блистательном воплощении Дмитрия Певцова.  Дворянин и офицер, бретер и дуэлянт, циник и фаталист, близкий к Александру I, который любил его «за необычайную правдивость». Увы, за нее Лунин и поплатился: в тюрьме и на каторге он провел почти двадцать лет жизни. Его письма «на волю» превратились в манифесты о свободе, которые расходились по всей России. В них Лунин, по собственному выражению, «дразнил медведя» – письма «непозволительно резки и исполнены нападок на правительство». И вскоре к нему в камеру вошли убийцы…

Спектакль «Лунин, или Страна рабов» показывает нам жизнь Михаила Лунина, ожидающего в тюремной камере прихода убийц. Воспоминания из прошлого, чёткие и расплывчатые образы, мудрые философские истины, открытые героем и актуальные независимо от эпохи или государственного устройства.

Через призму монологов и диалогов  Лунина, который в ожидании казни вспомнит самые яркие моменты своей летописи жизни и людей, которые так или иначе были к ним причастны, публика погрузится не только в судьбу этой Личности, но и в историю всей страны.

Посмотрев спектакль, срочно хочется открыть исторические архивы, восполнить «пробелы»знаний  и максимально подробно познакомится с реальными фактами,  биографиями и судьбами, которые упоминаются в контексте действия – Пестель, Рылеев, Бестужев, Муравьёв-Апостол, Бенкендорф, Сперанский и конечно, сам Лунин.

Лунин – действительно персонаж, имевший место быть в истории нашей страны, пьеса Радзинского и спектакль Огарёва – отнюдь не об этом.

Это не документальное повествование, а глубокое философское размышление о Людях и Судьбах, и о том, что во все века, эпохи для человечества в целом, и для России в частности актуальны одни и те же проблемы, социальные, морально-нравственные, мировоззренческие и т.д. Такой актуальный во все времена — конфликт личности и среды.

Остро показан диссонанс внутреннего мира героя, потерявшего ориентиры в пространстве, разочаровавшемся в окружающем мире, в людях, в Государстве. Можно провести корреляционную параллель Лунина с рефлексирующими персонажами Достоевского и Толстого, в каких-то моментах, пожалуй, можно сравнить Лунина с Лермоновским Печориным.

Вспоминаются легендарные строки Лермонтова, перекликающиеся с названием постановки:
«…Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ…»

В спектакле  есть фразы: «В империи все молчит, ибо благоденствует»; «Молчали не потому что боялись, а потому что не смели говорить…»; «Пища разума –беседа воображений».

Народный артист РФ, актер театра и кино, преподаватель Института Современного Искусства Иван Агапов вошёл в состав труппы спектакля и воплощает сразу три образа –братьев Романовых – Александра, Николая и Константина.

И разумеется, следует отдельно написать о других персонажах – уже знакомых и полюбившихся нами «Певчих Дроздах», ведь именно так называют их курс. Ребята  сейчас на 4 курсе и совсем скоро им предстоит выпорхнуть из гнезда родного Института. «Певчим Дроздам» судьба подарила счастливый билет — проходить обучение у таких талантливых неординарных Личностей, которых по праву можно назвать мэтрами Искусства.

Студенты  наравне с мэтрами – Певцовыми и Агаповым, замечательно справляются со своими ролями, выполняют задачи режиссёра и чутко воплощают разнообразные характеры и эмоции своих героев, проживая их судьбы на сцене

В новом спектакле представлены два женских образа, одна из которых играет возлюбленную Лунина, а вторая- её маму. Также  «Певчие дрозды» задействованы в ролях – друзей Лунина, соратников и оппонентов, надзирателя в тюрьме и заключённых, которым поручено совершить убийство героя.

Сценография и хореография спектакля выполнена таким образом, что постоянно «телепортирует» зрителей в разные годы жизни героя, знамит с теми или иными персонажами, ставшими знаковыми для Лунина и сыгравших определённую роль  в его судьбе.

В центре – высокий деревянный подиум из досок, на котором воссоздан лаконичный интерьер тюремной камеры. Экран с песочной анимацией, на котором, синхронно с развитием действия появляются витиеватые разнообразные картины из песка. Есть в постановке элементы театра кукол  и театра теней.

Песок и тени среди многих ассоциаций и аллегорий, безусловно, символизируют его Величество Время. Время, от которого все мы зависим и перед которым бессильны - отдельный персонаж в спектакле. Все мы так или иначе зависим от него, подчиняемся циферблатам и графикам. Время ускользает как песок сквозь пальцы, и нельзя повернуть его вспять.

Один из афоризмов, произносимых главным героем: «Слова улетают, написанное –остаётся». Немного перефразируя, можно сказать и о театре! Спектакль посмотрен, но не прошёл бесследно!

Едва ли найдётся человек, которого «Лунин, или страна рабов» оставит равнодушным. Актуальная и острая постановка, до боли щемящая в груди, затрагивающая вечные проблемы государства и человеческих ценностей, заставит во многом разобраться и о многом задуматься всех, кому небезразлична суровая реальность и действительность окружающего мира!

Поздравляем «Певчих дроздов» с покорением нового рубежа в своём профессиональном творчестве и конечно, всех создателей спектакля с Премьерой!

21 декабря 2016